на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


-> Публикации -> Школьные обеды - одна из причин эпидемии детского гастрита

Школьные обеды - одна из причин эпидемии детского гастрита

06.07.2007

Источник: Российская Газета
Автор: Георгий Панин

Сегодня каждый десятый школьник знает, что такое гастрит, не понаслышке. Каким же должно быть полноценное питание учащихся? Что делать, чтобы «не подцепить» гастрит, корреспондент «РГ» выяснял у врача-диетолога ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы Тамары Поповой.

Российская газета: Тамара Владимировна, неужели и впрямь гастрит среди детских болезней занимает второе место после респираторных инфекций?

Тамара Попова: Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки составляют 58-65% в структуре детской гастроэнтерологической патологии. В среднем они встречаются у 100-150 на каждую тысячу ребят. В Москве, по данным Департамента здравоохранения, несколько иная статистика: болезни органов пищеварения у детей на четвертом месте.

РГ: Правда ли, что 70% детей получают гастрит инфекционным путем?

Попова: Гастрит, ассоциированный с бактерией Helicobacter pylor, составляет 80-85% всей гастродуоденальной патологии у детей. Поэтому, чтобы избежать этой инфекции, необходимо соблюдать гигиену в семье, если известно, что кто-то  из ее членов страдает таким заболеванием желудка. Для этого нужно, например, пользоваться индивидуальными зубными щетками, собственной посудой и вытираться отдельным полотенцем.

РГ: Врачи говорят: если хотите побаловать ребенка, лучше дайте ему фрукты, а не сладости. Забудьте о чипсах и «Макдоналдсе». Кроме того, питание должно быть регулярным: на завтрак — обязательно каша, в обед — суп, на ужин — тоже что-то  горячее. Кислое, соленое, острое полностью исключить. И — никаких перекусов. Этого достаточно, чтобы уберечь ребенка от гастрита?

Попова: Конечно же, неправильное питание — основной фактор риска развития хронического гастрита у детей. Но при этом нельзя забывать о других причинах. Это и стрессы, депрессия и состояние атмосферы, нитраты в пище, плохое качество питьевой воды. Это еще и пищевая аллергия, непереносимость определенных продуктов, эндокринные расстройства.

РГ: Вы довольны тем, как кормят малышей в московских детских садах и яслях?

Попова: Недавно НИИ питания РАМН вместе с комитетом образования Москвы и Центром Госсанэпиднадзора разработали новый рекомендуемый набор продуктов для детских садов города. Специалисты пришли к выводу, что необходимо пополнить рацион соками, фруктами и овощами, а также включить в меню йогурты, витаминизированные продукты и мед. Ведь именно в детских садах ребенок получает большую часть своего рациона — не менее 70%. Дети должны потреблять на завтрак пищу, содержащую 25% от суточной калорийности, на обед — 40%, на полдник — 15. Ужинают дети, естественно, дома.

РГ: С началом школьной жизни потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов уменьшается на 10-15%. Горячим питанием в начальной школе обеспечено 82% учащихся. В средней — 64%, в старшей — 51,2%.

Попова: По данным Научного центра здоровья детей РАМН, эти цифры еще ниже — только 15-20% школьников получают горячее питание. Многие дети, особенно из малообеспеченных и неблагополучных семей, лишены возможности нормально питаться дома. Не забудем и о том, что учащиеся проводят в образовательных учреждениях от 6 до 8 часов ежедневно. Потому питание в школе — важнейшее условие сохранения их здоровья и развития. Увы, но главным критерием при составлении меню в школьных столовых сегодня служит стоимость продуктов, а не физиологические потребности детей.

По расчетам специалистов НИИ питания РАМН, школьный рацион должен обязательно состоять из завтрака и обеда. И обеспечивать соответственно 25 и 35% суточной потребности в энергии. А по содержанию основных витаминов и минеральных веществ — 55-60%. Очень важно, чтобы продукты прошли гигиеническую экспертизу, имели соответствующие разрешительные документы. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (минимум пищевых добавок, специй и тугоплавких жиров).

В идеале школьное питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группу продленного дня, и полдник. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения занятий (первая или вторая смена), спортивных секций, кружков и прочего. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка есть в определенное время. Это очень важно.

РГ: В 1996 году была установлена норма — 3 рубля в день на питание одного ученика. Официально она не менялась. Но очевидно же, что накормить детей на эти деньги невозможно!

Попова: Сегодня средняя стоимость школьного обеда не превышает 20-25 рублей. Хотя в большинстве регионов России некоторым категориям учеников выделяются дополнительные средства: от 15 до 85 рублей в день на одного ребенка. «Льготные обеды» получают от 25 до 35% от общего числа российских школьников. В национальный проект «Образование» специалисты предлагают ввести подпроект «Школьное питание». Скорее всего, он должен быть создан усилиями минобрнауки вместе с минздравсоцразвития, минсельхозом, минэкономразвития и минфином. Реализация первых пилотных проектов «Школьного питания» в пяти регионах России намечена на 2007-2009 годы.

Минздравсоцразвития уже утвердил «Классификацию основных групп пищевых продуктов, используемых в школьном питании, по их пищевой ценности». Утвержден и «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах».

В Москве в некоторых школах обеды организованы по типу питания на борту самолета. Тут очень важна предварительная индивидуальная фасовка блюд (кроме первых) в герметичную тару. Их в готовом виде доставляют в контейнерах сразу на школьные пищеблоки. И потом разогревают. Зарекомендовали себя «шведские столы»: они дают школьникам определенную свободу выбора, тем самым учитывая их индивидуальные физиологические особенности.